27 июня2017
Общество

Как Горбачева чуть не убили на уральской дороге, построенной для Фиделя Кастро

Полвека назад в Свердловске к приезду лидера кубинской революции построили уникальную трассу. Журналисты «КП» выяснили, в чем секрет дороги и почему в наши дни чиновники отказались ее использовать [инфографика]

Фиделевская дорога появилась, когда на Урал приехал Фидель Кастро, а закрылась вскоре после того, как по ней проехал Михаил Горбачев.Фото: Анатолий ЖДАНОВ

ОАЗИС ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ

Наша Mazda ковыляет по уральскому бездорожью. Там за оврагами и лужами, которые могут поспорить в масштабах с некоторыми озерами, находится ОНА. Дорога, превратившаяся уже давно в легенду среди дальнобойщиков. «Если до краев наполнить стакан водой, поставить его на капот машины и проехаться по Фиделевке, то ни одной капли не разольется!» - болтают шоферы. Скептики, конечно, лишь усмехаются в ус: «Ну брешите-брешите о дороге, прямой, как стрела, и ровной, как зеркало». А ведь это никакая не брехня! Хотя наш GPS-навигатор явно на стороне скептиков. В какой-то момент мы упираемся в высокую насыпь из щебенки (для чего она нужна, расскажем ниже. - Ред.). Приходится штурмовать эту гору уже своими силами без помощи редакционного автомобиля. А за горой, будто оазис. Та самая Феделевка. Не врут легенды и мифы! Она реально прямая и ох какая ровная.

Сейчас попасть на Фиделевскую дорогу со стороны аэропорта не получится - помешает гора щебня.Фото: Алексей БУЛАТОВ

СТРОИЛИ ПО ТЕХНОЛОГИЯМ ДРЕВНЕГО РИМА

Летом 1963 года лидер кубинской революции Фидель Кастро решился на турне по дружественному Советскому Союзу. Захотел он посмотреть и на Свердловск.

Когда местные чиновники узнали, что важный гость планирует заглянуть на Урал, то схватились за головы. В плане дорог здесь все было по Гоголю. Особенно Николай Васильевич оценил бы Сибирский тракт, который вел из местного аэропорта Кольцово в город. По нему еще в XIX веке декабристов в Сибирь отправляли.

Как строили тогда и сейчасФото: Алексей СТЕФАНОВ

Благо вторую гоголевскую проблему - с дураками - ко второй половине ХХ века на Урале все-таки решили. Областные чиновники моментально смекнули, что к приезду Кастро необходима новая дорога. На это были брошены все силы. Людей на стройку года отправляли со всех свердловских заводов. Технику сгоняли тоже со всего региона. Мужики работали по 24 часа в сутки.

Строили, кстати, по уникальной технологии.

Фиделевская дорога и сейчас хоть куда - прямая и ровная.Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Кто-то из архитекторов вычитал в книжках, как в Древнем Риме делали дороги. Они ведь тысячелетия простояли! Вот и предложили такую же технологию, - вспоминает Петр Решетнюк, ветеран свердловской Госавтоинспекции. - Сначала на всем протяжении дороги вырыли ров двухметровой глубины: сняли чернозем, потом слой торфа, пока не дошли до твердой земли, так называемой дресвы. Потом в эту траншею заложили огромными гранитными валунами. Благодаря этому у дороги получилась очень мощная и крепкая каменная подушка - на века! Затем засыпали сверху камнями поменьше. И только после этого залили асфальтом.

Для сравнения, все прочие дороги в Советском Союзе тогда строили так: рыли траншею глубиной всего 60 сантиметров, насыпали в нее щебня, а потом закатывали асфальтом. Весь этот каменный слой начинал ломаться после первого же грузовика. Но не фиделевская дорога. За годы на ней даже колеи не образовалось, хотя долгое время по ней ездили многотонные грузовики.

СТАКАН КОНЬЯКА - НЕ БУТЫЛКА РОМА

Со строительством дороги управились за два месяца. Фидель Кастро на автомобиле ЗИЛ-117 стал первым, кто испытал ее. Когда его машина помчалась по новой трассе, он, говорят, чуть не захлопал в ладоши от радостного удивления. Еще бы! До Свердловска он уже побывал в десяти советских городах. И дороги там произвели на его пятую точку самое неприятное впечатление.

Справедливости ради стоит заметить, что Фидель остался доволен далеко не всеми дорогами Свердловска. Во время посещения Уралмашзавода дорогой гость запнулся о плохо уложенную плитку и повредил сустав левой ноги. Прибежавший врач хотел сделать Фиделю обезболивающий укол. Но кубинская охрана (в нее входил и совсем юный Эрнесто Че Гевара) была против. И тогда медик порекомендовал Фиделю просто выпить стакан коньяка, что тот и сделал. Причем принял для профилактики два стакана «лекарства». Злые уральские языки судачат, что коньяк и стал причиной того, что, выйдя с территории завода, кубинский лидер закатил перед местными жителями речь длиною в два часа.

Фидель Кастро был первым, кто проехал по Фиделевской дороге. Правда тогда у нее еще не было даже такого народного названия.

«5 МИНУТ АМЕРИКИ»

Фидель уехал, а дорога осталась. Таксисты, забиравшие пассажиров из аэропорта, были от нее в не меньшем восторге, чем Кастро. Шоферы даже прозвали ее «5 минут Америки». Им казалось, что на Западе все дороги такие же ровные.

- Мне тогда таксист знакомый говорил, что на «Волге» развил на «Фиделевке» скорость 150 километров в час. При этом тогда «Победа» по нормам могла выжать максимум 105 км, - признается Петр Решетнюк.

Гоняли по чудо-дороге и сотрудники ГАИ. Они испытывали на ней новенькие мотоциклы.

Летом 1963 года лидер кубинской революции Фидель Кастро решился на турне по дружественному Советскому Союзу. Захотел он посмотреть и на Свердловск.

НА ФИДЕЛЕВКЕ ЧУТЬ НЕ УБИЛИ ГОРБАЧЕВА

Если Кастро Фиделевку породил, то Горбачев ее убил. В 1990 году Михаил Сергеевич с рабочим визитом прибыл в Свердловск. Из аэропорта на правительственную дачу его повезли тем же путем, что и Фиделя Кастро.

- Ведем мы машину Горбачева, и вдруг по рации говорят, что впереди через оцепление прорвался «москвич» и движется Михаилу Сергеевичу навстречу, - делится Петр Решетнюк. - А время было неспокойное. Популярность у Горбачева тогда уже сильно упала. Мало ли, вдруг его кто-то захотел убить. В общем, достаю пистолет. Головой же отвечаешь за главу государства. Но стрельба - это был запасной вариант.

По основной схеме машина ГАИ, идущая перед автомобилем Горбачева, жертвуя собой, должна была столкнуть «москвич» с дороги.

Когда машина Михаила Горбачева двигалась по Фиделевской дороге, сотрудникам ГАИ пришлось понервничать из-за "Москвича" с пьяным водителем, прорвавшегося через оцепления.Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Но обошлось без кровопролитья. Гаишники светом фар ослепили водителя «москвича», и он улетел в кювет. Тут же выяснилось, что никакой за руль был не экстремист. Мужик из поселка Кольцово узнал, что жена, которая работает в аэропорту, ему изменяет. Хорошенько выпил с горя. И пьяный помчался к супруге на работу выяснять отношения. Причем этот дурачина с собой еще и трехлетнюю дочку захватил. К счастью, она не пострадала.

Этот случай наглядно показал, что Фиделевка - слишком открытая дорога. Вокруг поля. Любой местный житель с дурью в голове мог выскочить на своей колымаге и протаранить важных гостей. Тогда и стали подумывать о строительстве новой трассы - современного Кольцовского тракта.

Раньше эту дорогу любили стритрейсеры. Они дали ей название - "Тупик".Фото: Алексей БУЛАТОВ

ОГОРОДИЛИ ОТ СТРИТРЕЙСЕРОВ

В 2000-е годы опустевшую Фиделевку облюбовали стритрейсеры. Это же было отличное место для гонок! Идеально гладкая дорога вдали от посторонних глаз, вокруг ни одного полицейского.

Уличные гонщики уверяют, что на фиделевской дороге можно было разгоняться до совершенно невероятных скоростей. Но в 2010 году эта дорожная вседозволенность вышла стрирейсерам боком. Один из них не рассчитал скорость и разбился. После этой трагедии силовики прикрыли опасный аттракцион. Привезли гору щебня, и закрыли въезд с обеих сторон. Теперь эту уникальную трассу называют уже не Фиделевкой, а более мрачно - «Тупик»…

Впрочем сейчас Фиделевскую дорогу только и остается, что проверять уровнем. Проехаться по ней не получится.Фото: Алексей БУЛАТОВ

источник kp.ru
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА - КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АДРЕС РЕДАКЦИИ: Екатеринбургский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда», ул. Мамина-Сибиряка, 52, оф.302, Екатеринбург, ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 620075, контактный телефон: +7 (343) 237-25-51.E-mail: kp.ekb@phkp.ru
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru